Тайна Урывского леса
Можно было бы уже ничему не удивляться после того, что приходится видеть и понимать, когда из года в год выходишь в поиск на старые фронтовые поля и леса. И все таки нет, нет да и хочется сказать — как все же много еще тайн хранит наша Земля, на которой шли кровопролитные бои! Одну из таких тайн хранит небольшой лес у г. Каменск — Шахтинский нашей степной области. Даже само название леса и то с каверзой — Урывский лес!… Шло жаркое лето 1942г. С вечера стекла окон дрожали от артиллерийской канонады, где то недалеко шел ожесточенный бой. Наши отступающие части использовали любую лощину, овраг, лесополосу, чтобы укрыться днем от «мессеров», закрепиться среди полей… Вот и в Урывский лес в июле 42-го зашел один из наших артиллерийских полков( точно не известно, толи полк, толи отдельные разрозненные подразделения), но были легкие и тяжелые артиллерийские орудия. Местные жители снесенных после войны хуторов видели, как это подразделение втягивалось в спешке под кроны деревьев, как остановились на дневку, но никто не видел, как кто то из солдат, а уж тем более с оружием, выходил из леса.
По скудным сведениям, которые нам удалось собрать пару лет назад у стариков, которых осталось 3-4 человека, установили, что один из местных жителей х. Урывска, будущий полицай, выдал немцам советских артиллеристов. Немцы, жалея живую силу своих войск, развенули орудия и танки в сторону леса и стали методически вести огонь по притаившимся в лесу красноармейцам. Это был не бой, а полное уничтожение всего живого в этом лесу. На склоне балки у края леса все было перепахано снарядами и минами.Это видно и сейчас, хотя и прошло столько десятков лет. Долго потом среди выжженной травы и посеченных осколками дубов и чернокленов в капонирах темнели исковерканные орудия. Как рассказали деды, которые мальчишками, через несколько дней решились наведаться в лес: « Вокруг валялись десятки ящиков со снарядами, гильзы, разбитые повозки и « полуторки». Убитые командиры и красноармейцы лежали, куда не глянь. Очень много было погибших командиров, их отличали перепоясывающие грудь ремни и полевые сумки или планшетки. Множество окровавленных лошадей лежало в лесу и на полянах…»
Закапывать погибших фашисты заставили местных жителей под присмотром полицаев, сами же в лес так и не вошли. Хоронили наших бойцов и командиров там же, где находили. Поэтому больше сотни артиллеристов захоронили и в лесу, и на опушке, и на открытых местах.
А чуть позже произошел один случай. Несколько неугомонных мальчишек, раздираемых любопытством, облазив весь район боя, перед тем. Как покинуть это горестное место, решили отсалютовать павшим воинам. Здесь же среди обломков орудий, нашли и целую небольшую пушку, благо снарядов валялось множество. Прогремел выстрел. Снаряд разорвался рядом с хутором. Из Урывска в балку рванули немецкие мотоциклисты. Тем ребятам удалось тогда спрятаться в соседней балке, где они просидели до самого утра и потом вернулись домой. А через несколько дней Пашка Гусев вместе с такими же 15 -17 летними подростками – Иваном Кузьменко, Николаем Михайлюком и Николаем Бондаренко, пришли в лес, развернули одно из уцелевших орудий и ударили по немецкой колонне автомашин, ехавшей по дороге в хутор. Первоначально мальчишкам удалось скрыться, но спустя некоторое время, их выдал полицай Минаев Петро. Вскоре ребят арестовали, а вскорости и расстреляли.
Сейчас в х. Урывске живет родной брат погибшего Павла Гусева, дед Николай Гусев.
Проводя разведку в районе Урывского леса, мы встретились с дедом Николаем и он водил нас по лесу, балкам, где летом 1942 года разыгралась трагедия.
Два года группа отряда « Поиск» , обследовала район боя и терпели неудачу – кроме осколков снарядов, остатков военного имущества и запасных частей от автомашин, прогнивших касок, консервных банок и еще какого то изуродованного металла, ничего не находили. Поиск неглубоких захоронений ни к чему не привел. И вот неожиданно, приехав в очередной раз в Урывский лес, выбрали новое место поиска и вот удача, в небольших, наспех вырытых одиночных окопах за день работы обнаружили останки 11 бойцов и среди них три командира ( это было видно по остаткам обмундирования). Найдены 2 смертных медальона, но они оказались пустыми. Останки бойцов были торжественно захоронены в х. Урывск в братской могиле. Множество народа собралось на это печальное мероприятие, руководители Каменского района, представители Военкомата, предприятий города, учащиеся сельских школ, жители окрестных хуторов.
Где то на большой площади лежат еще десятки советских солдат и офицеров в безымянных, наспех вырытых могилах.
Шестьдесят с лишним лет прошло с тех пор, а о том расстрелянном артполке ни одной строчки во фронтовой истории Ростовской области! Да и сами артиллеристы вероятно числятся пропавшими без вести. Попытки что то выяснить об этом подразделении в архивах, ни к чему не привели, ни номера части, ни упоминания в донесениях за период июля 1942 года.
Эта история очень схожа с историей Ерохинской балки, тот же период – июль 1942, то же предательство казака – полицая, те же множественные стихийные захоронения, разбросанные на не одном гектаре земли.
Александр Павленко 2000 г