Поисковики отряда «Донской» устанавливают судьбу героев-зенитчиков

Еще одним белым пятном, связанным с действиями восемь десятилетий назад авиации в донском небе, в наши дни стало меньше. И вновь успех на счету поисковиков межрайонного отряда «Донской» имени Анатолия Калинина («В Семикаракорском районе обнаружили место падения немецкого суперистребителя»«В Семикаракорском районе поисковики из отряда «Донской» обнаружили немецкий самолет»«Охотник за «бубновыми тузами» Николай Афанасьев»).

Они изучали списки потерь 1-й тяжелой истребительной эскадры ZG 1 германских люфтваффе. И обнаружили, что в них указан сбитый советскими зенитчиками самолет Bf-110 с W.N. 3161. Бортрадист фельдфебель Герхард Шклее, по немецким данным, был ранен. Ранее донские поисковики обнаружили под Семикаракорском «Мессер» Bf-110 W.N. 4493 лейтенанта Ле Клейра из той же эскадры. И вот теперь выяснилось, что у люфтваффе тогда были и другие потери. Что же произошло?

Третьему гвардейскому танковому корпусу поручалось, завладев донскими переправами у станиц Константиновская, Семикаракорская, Мелиховская и Багаевская, развить наступление. Германское командование в ответ организовало массовый авианалет. Случилось это 8 января 1943 года у хутора Большемечетного.

— По данным наших архивов, было зафиксировано 76 вражеских самолетов-вылетов, — рассказал заместитель командира ПО «Донской» Максим Дуля. — В воздухе находились Ю-88, Ю-87, Ме-110 и Хе-11. Они действовали на высоте 2000-3000 метров группами в 2-3 самолета.

Так, сразу три самолета попытались атаковать спрятанную в лесополосе зенитную батарею. И нарвались на прицельный огонь. Наши зенитчики подбили один самолет, затем — другой. Первый, войдя в пике, взорвался. Второй, оставляя шлейф дыма, устремился вниз и, зацепив телеграфные столбы, сел «на брюхе». Из кабины вывалились два члена экипажа. Их увидели местные ребята. Они очень сожалели, что нет при себе оружия. Вот бы пригодилось! А ведь накануне карабины были. Ребята отдали их знакомым солдатам как раз из той самой зенитной батареи… Мизансцена на этом не закончилась: третий, неповрежденный бомбардировщик совершил посадку, подобрал летчиков и взлетел.

Дальнейшая судьба этих германцев поисковиков «Донского» интересует постольку-поскольку: им важно было установить картину происходившего и выяснить, кто же те самые герои-зенитчики, которые так потрепали хваленную вражескую эскадру ZG 1. Выяснилось, что командиром зенитно-пулеметной роты был гвардии старший лейтенант Леван Абазадзе. За сбитый Ме-110 его представили к ордену Отечественной войны II степени.

Поисковики «Донского» продолжают архивную и полевую работу.

По материалам «Наше время»