Ответ руководителя поисковиков Шолоховского района Андрея Попова на публикацию в соцсетях о «Еланском плацдарме»
Недавно в соцсетях появился материал «Еланский плацдарм» https://ok.ru/bolschinka/topic/154278363502739 , в котором автор (или авторы) пытается уличить молодых участников Вахт памяти, администрацию, СМИ и «вёшенских поисковиков» в ошибках, описках, некорректностях и в незнании своей истории.
Не считаю разумным и обоснованным обсуждать такие вопросы в публичном пространстве, но, увы, «автор» (предположу Владимир Петрович Н.) не счёл возможным перед публикацией своего «очерка» вникнуть в тему, поинтересоваться у «вёшенских поисковиков», как там у них на «Еланском плацдарме» обстоят дела, что они знают об этом плацдарме, занимаясь этим вопросом 15-й год, да и знают ли вообще? Посему приходится разбирать данный опус постфактум.
Итак, во-первых, «автор» приводит заметку с муниципального сайта, где, предположу, школьники, спустя несколько недель после Вахты памяти делятся своими впечатлениями. Задам резонный вопрос, насколько среднестатистический школьник или даже педагог через две недели после посещения Музея-панорамы «Бородинская битва» сможет детально воспроизвести рассказ экскурсовода или описать ход этой битвы. Тем не менее «автор» самым серьёзным образом начинает «разоблачать» эту заметку. «Откуда эти 30 самолётов и более 1000 единиц техники? Самолётов над Вёшенской за время войны и над плацдармом, в частности, было значительно больше. Как и техники, уничтоженной, либо брошенной на переправе» — вопрошает «автор». Даже из текста школьников очевидно, что речь о 30 самолётах идёт в контексте конкретного дня бомбёжки переправы.
Не понятно, зачем сюда приплетать «самолёты над Вёшенской за время войны»?
А о «1000 единиц техники» даже не знаю, что и сказать, цифр таких нигде и никогда не озвучивалось. Для меня очевидно, что дети спустя время немного перепутали некоторые цифры, как вариант — людские потери за день бомбежки переправы.
Но, возвращаясь к фактам, так ли уж ошиблись дети. Из документов и по свидетельству очевидцев, в тот день на переправе скопилось более четырёх тысяч единиц техники. Стояли они достаточно плотно, большинство гружёные боеприпасами. К сожалению, документов, уточняющих потери от бомбардировки авиацией противника нашей техники в тот день, нам пока не удалось найти, но имеющаяся у нас сентябрьская аэрофотосъёмка позволяет разглядеть большое количество брошенной (сгоревшей) техники, стоящей в четыре колонны к переправе. По многочисленным свидетельствам очевидцев, одна из колонн, хвост которой уходил на расстояние более двух километров, состояла из плотно стоявших друг к другу сгоревших грузовиков.
Продолжим. Далее «автора» пугает такая запись: «Самым ужасным было то, что водители по приказу командования не имели права покидать свои машины ни при каких обстоятельствах, включая авианалёты вражеских самолётов».
«Автор», вы на защите диссертации? Спросите тогда у школьников, как водители нужду справляли, если в заметке написано ни при каких обстоятельствах не покидать машины. Интересно, что они смогут вам ответить
«Не было подобного дикого приказа» — утверждает «автор».
Да, с такой формулировкой не было, были другие документы, которые не позволяли шоферам покидать автомобили без приказа. Также был документ, регламентирующий действия шоферов во время налета авиации. Насколько помню, это было вызвано тем, что на марше при появлении вражеской авиации некоторые проявляли трусость и бросали машины на дороге, что в ряде случаев приводило к большим потерям. Точный текст найду позднее. В разрезе бомбежки переправы детям рассказывали о том, что водители и сопровождающие в отличие от пехоты, которая переправлялась через р.Дон на всем, что держалось на плаву, были «привязаны» к своим машинам, что и привело к их массовой гибели.
Закончив расправу над детским пересказом, «автор» ударился в тему рассуждений о различии «Еланского» и «Серафимовического» плацдармов, дескать кто, где и как. На самом деле даже не смешно то, что «автор» умудрился даже не разобраться, что речь идёт об одном и том же плацдарме. Беглого взгляда на карты (приложение 1) достаточно, чтобы увидеть, правобережный треугольник, занятый нашими войсками между станицей Еланской и городом Серафимовичи, и был с 20 чисел августа и по 19 ноября тем самым плацдармом, который в голове «автора» по неизвестной причине раздвоился. Предвидя вопросы, сразу добавлю, в различных документах архива Министерства обороны России можно встретить еще несколько названий одного и того же плацдарма: «Усть-Хоперский», «правобережный» и т.д., и всё будет верным. Скажу больше, чаще в документах и вовсе писали «с участка между …» либо же использовали другие формулировки для обозначения места расположения подразделения и т.д.
Почему сейчас не только в Шолоховском районе, но и прессе фигурирует название «Еланский»? Я конечно мог бы просто ответить – откройте «Энциклопедию Сталинградской битвы» (изд.2012 г.), и там вы найдете «Еланский плацдарм», а другие вариации просто отсутствуют. Но для меня лично решающую роль в названии плацдарма играет и тот факт, как называли этот плацдарм те, кто его захватывал и на нём воевал в августе-ноябре 1942 года. А его назвали «Еланский» именно в дни захвата единственного клочка земли на правом берегу Дона 20-22 августа 1942 года в самый сложный период войны, когда немецкие части уже вышли к Сталинграду, когда фашисты были уже у Волги, и когда о наступлении, казалось бы, никто еще и не думал.
Прямо сейчас передо мной лежит небольшая книжица, подаренная нам бывшим бронебойщиком 278-й стрелковой дивизии Л.С. Анцелиовичем, одна из глав (приложение 2) так и называется – Еланский плацдарм. Так же называли этот плацдарм и многие другие участники тех событий, о чём в нашем музее есть документальные свидетельства.
Так на основании какой директивы наркомата обороны мы не можем именовать этот плацдарм «Еланским»? Если даже в официальных документах войны, мемуарах и воспоминаниях самих фронтовиков проходит несколько названий, в том числе и как синонимичных.
«Автор» пишет: «Когда приводят слова ПЛИЕВА И.А. о значении плацдарма для Сталинградской битвы, то некоторые здесь лукавят, утверждая, что он имел ввиду «Еланский плацдарм», прославленный генерал написал о Серафимовичском плацдарме, откуда его корпус пошёл в наступление». «Автор», а вы вообще видели эту фразу в книге Плиева? Уверен, что нет. Не поленитесь, посмотрите, прежде чем обвинять кого-то в лукавстве. Подскажу на память, книга не рядом, но фраза начинается так: «Значение этого плацдарма для Юго-Западного фронта…», нет в его фразе ни Сталинградской битвы, ни Серафимовичского плацдарма. Как-то так.
Далее по тексту «автора»: «…5 танковая армия, кстати, тоже не от Еланской пошла в наступление 19 ноября 1942 г.» Вот что говорится про подвижные соединения в Журнале боевых действий армии за 7 ноября 1942 года: «Готовность войск к наступлению 16 ноября 1942г. …Подвижные соединения должны занять: 8 КК — район Нижне-Матвеевский, выс. 191, Крутовский; 1 ТК — район Зимовский, выс. 213, Бобровский; 8 МЦП — в Усть-Хоперский; 26 ТК – район Кузнечиков, Сенюткин, Хованский».
И что хочет этим сказать «автор»? К сожалению, «автор», видимо, не знает даже о том, что упомянутый выше хутор Нижне-Матвеевский — это населённый пункт Базковского (ныне Шолоховского) района, он не знает о том, что этот хутор находился в километре ниже по течению от станицы Еланской Вешенского района. Таким образом, этот и другие документы лишь подтверждают, что войска, пошедшие в прорыв, размещались на широком участке фронта как в Базковском (Шолоховском) районе, так и ниже по течению в сторону Серафимовича. Увы, не знает «автор» и о том, что в сентябре 1942 года, когда плацдарм был уже расширен, именно здесь между станицей Еланской и хутором Верхне-Матвеевский Вешенского района был построен деревянный мост, через который на плацдарм переправляли тяжелую технику и той же 5-й танковой Армии. Открою «автору» секрет – территория того плацдарма ныне административно находится в двух областях Волгоградской и Ростовской, и тот факт, что в местной, областной прессе в основном упоминаются дивизии, действовавшие на правом фланге обусловлен тем, что «вёшенские» поисковики ведут полевые поисковые работы на территории Ростовской области, где, соответственно, действовали лишь несколько дивизий, а не все наступавшие с плацдарма, протяжение которого к тому времени уже составляло более двадцати километров. Это не значит, что о других дивизиях нам ничего не известно. Просто объять необъятное сложно, даже в нескольких статьях. Нами же взят конкретный участок фронта за конкретный период (пять месяцев). И можно ли сравнивать территории области, где линия фронта стояла пять месяцев и более (в случае Миус-фронта) с теми районами, где война прокатилась волной при отступлении и наступлении. Очевидно, что какие-то территории в Ростовской области будут в прессе упоминать чаще.
Касаемо того, что написано в газете «Наше время»: «В ноябре сорок второго с этого плацдарма в рамках операции «Уран» нанесли сокрушительный удар, который привёл к скорому окружению армии Паулюса и в конечном итоге — к победе в Сталинградской битве».
А разве нет? Или это был не удар, приведший к окружению?
Как тот советский плацдарм на правом берегу Дона не назови, но удар 19 ноября 1942 года был нанесён с него.
Не буду здесь комментировать серию книг «Еланский плацдарм» (к изданию готовится четвёртая), признаюсь, не читал. Да и смысла в этом не вижу, со многими документами, напечатанными там, был знаком ещё до появления сайта «Память народа». Всё остальное можно посмотреть на том же сайте.
«Автор» :«Поисковикам Вешенского района пожелаю удачи в поиске, увековечить память не только 1 батальона 197 СД, но и 3 батальона 197 СД, а также многих других героев, павших на вешенской земле». А разве это плохо увековечивать отдельные подразделения, или можно только Армиями и фронтами? С делом увековечивания в нашем районе, поверьте, дела обстоят неплохо, конечно работа еще не закончена, но в качестве примера можно привести другие районы области, где при наличии «серьезных краеведов», нет ни списков погибших, ни районных Книг Памяти и т.д.
В заключение хочу сказать, дальнейшее обсуждение данной темы можно считать бессмысленной тратой времени, поскольку у нас действительно еще много неизвестного и неисследованного по истории Великой Отечественной войны для тех, кто действительно интересуется ратной историей своего государства.
С уважением, командир поискового клуба «Патриот» Шолоховского района А.Г. Попов