В Куйбышевском районе в с. Ясиновское удалось обнаружить массовое братское захоронение периода Великой Отечественной войны.
Как уже писали некоторые областные средства массовой информации в Куйбышевском районе в с. Ясиновское на частном подворье удалось выйти на массовое братское захоронение периода Великой Отечественной войны. Те, кто успел на этой информации уже пропиариться никакого отношения к находке не имеют. Казачий поисковый отряд «Старый Миус» Ростовского Регионального отделения «Поисковое движение России» 8 октября в ходе разведки смог по примерным рассказам местных жителей локализовать возможное место захоронения и выйти на останки.
Еще мы не знали, что нашли (одиночное захоронение или массовое) и, тем более, не знали останки скольких человек мы обнаружили, как «главные донское» пиарщики от поиска (есть и такие) выставил у себя в контакте информацию, что они нашли в Куйбышевском районе в селе Ясиновская захоронение с останками 60 или 70 солдат и командиров Красной армии.
По словам хозяйки огорода Елены Гапоненко ее мама рассказывала, что им, когда они были детьми, не разрешалось играть под старой грушей. Возле старого дерева даже траву не косили и не выгуливали коров. Старшие молчали и не говорили почему. И только на прямой вопрос, когда мама хозяйки уже подросла, ее мама ответила: «Там солдатики лежат».
Когда поисковики вышли на останки, хозяйка только сказала: «Жаль, что только сейчас…Я просила поднять их раньше, говорила в сельсовете, но администрация отмахивалась…Но сколько там лежит мы не знали.»
И 11 октября поисковики Аксайского, Куйбышевского, Родионово-Несветайского и Ремонтненского районов Регионального отделения ООД «Поисковое движение России» обнажили уже останки девятнадцати человек и пять солдатских медальонов. Останки военнослужащих во время захоронения были одеты в стеганки, фуфайки. Почти все солдаты были достаточно рослые, молодые, крепкие – «все ребята прямо как на подбор» — сказал один из участников поисковое экспедиции.
Только 13 октября стало понятно, что найдено захоронение 28 советских солдат и командиров. Из семи солдатских медальонов только в нескольких время сохранило бумажные вкладыши, которые переданы на экспертизу. И уже сейчас мы знаем, что имя уроженца Южной Осетии мы в ближайшие дни прочитаем.
Территория, на которой обнаружены останки наших солдат, составляет более двадцати квадратных метров. Останки солдат располагались в некоторых местах в два слоя. На некоторых останках следы осколочных повреждений, у одного из захороненных ампутирована нога. У многих из погибших в районе карманов найдены мелкие монеты до 1936 года выпуска, у некоторых личные вещи: круглые зеркальца, бритвенный станок, партмонет,… У двоих мундштуки, на одном из них выцарапаны буквы «Г.Ш.».
По найденным вещам мы пока еще не смогли точно определить, к какому периоду относится это захоронение – к осени 1941 года или в весне 1943 года.
Но больше всего озадачила находка, сделанная в самый первый день.
На останках солдат находился гроб из плохо обработанных досок, в котором находились останки старого человека.
Позже в разговорах со стариками кто-то вспомнил, что здесь был старый врач, лечивший раненых, который позже так же погиб. Не его ли в последние дни здесь захоронил личный состав части, державшей оборону, с максимальными возможными тогда почестями – сколотив гроб в степной зоне, где доски были на вес золота?
Но пока все эти небольшие «подсказки» земли не позволяют поисковикам ответить на главные вопросы. На них помогут ответить только фамилии по медальонам.
Председатель Ростовского Регионального
отделения ООД «Поисковое движение России»,
член Совета по молодежной политике
полномочного представителя Президента
Российской Федерации в ЮФО В.К. Щербанов
Фото: А.Хлебин