В Константиновском районе найдено захоронение разведчиков
Почти шесть лет искали бойцы поискового отряда «Донской им. Анатолия Калинина Ростовского Регионального отделения Общероссийское общественное движение «Поисковое движение России» предполагаемое место захоронения советских разведчиков, погибших в дни кровопролитных боёв за освобождение х.Кастырского в январе месяце 1943 года.
Пять очевидцев указывали приблизительно одно и то же место. Ежегодно командир отряда Градобоев В.А. и поисковики отряда «Донской» им. А.Калинина отправлялись на поиски предполагаемого захоронения. Найти в указанном месте захоронение сразу не получилось, но каждый год пополнялись сведения о месте и версии их гибели, а также с каждым годом расширялась площадь полевого поиска.
И вот 28 апреля 2018 года, проверяя очередной участок площади, на глубине 170 см поисковикам удалось найти останки одного из погибших. В течение дня рядом были эксгумированы останки еще 7 воинов РККА. Кости рук и ног погибших имели сколы и разрезы, часть от вражеских пуль и осколков снарядов (мин), в нескольких костях скелетов были врезаны вражеские пули. Но часть повреждение костей скелетов не соответствовали боевым ранениям. И самое примечательное, что семь скелетов были без черепов. Черепа были найдены в том же захоронении (все семь), на некотором расстоянии от остальных останков.
Есть предположение, что тела бойцов, после смерти или при жизни были обезглавлены. На одном черепе есть двойной рубленый удар (скол части черепа).
Просматривая страницы истории освобождения района, невольно вспомнились воспоминания подростка военных лет Юдина Дмитрия о героях-разведчиках, погибших в январе 1943 года.
«Наши хуторяне все старались подкормить бойцов, ведь они были такими измученными и голодными. У солдат были тыквенные и подсолнечные семена.
Хутор освобождали дважды, а то и трижды. Во второй раз пленных уже не брали, расстреливали прямо во дворах.
Вечером к нашему дому на мотоцикле подъехал немецкий вестовой. Выгнал всех из дома в прихожую. Вообще немцы вели себя нагло.
Только мы легли спать, как к нам кто-то тихо постучал в двери. Мы разбудили своего дядю, и он впустил «ночных гостей». Это были наши разведчики в белых халатах. Дядя показал им на комнату спящего фашиста. Быстро его, связав, и по ходу одевая, разведчики вытащили немца на улицу. Но внезапно изо рта «языка» выпал кляп и он заорал! А не далеко от нас, в метрах 200 стояли немецкие часовые и танки. Что тут началось!
Ночь, кругом тьма… Разведчики на бруствере окопа расположили пулемёт и стали прикрывать отход четырёх бойцов с «языком»… Отход остались прикрывать восемь разведчиков. Немцы стали бить из танка. Разведчики, боясь за мирных жителей, отступили в степь, где пали в неравном бою с немецкой пехотой и танками…»
Из воспоминаний жителей х.Камышина Московкиной С.Л., и Молокановой П.М., Чернобылова П.А., они видели группу советских разведчиков, из которых семь бойцов были взяты в плен, которых пытали и расстреляли. Лейтенанту выкололи глаза и, облив бензином, сожгли.
Все эти воспоминания дали поисковикам лишь догадки и предположения. Ведь среди останков одежды действительно попадались обгорелые кости и куски одежды и валенок.
По воспоминаниям ветеранов 24-й гвардейской стрелковой дивизии, одной из наступавших в этих местах в начале 1943 года, кухни отставали от частей на несколько суток, и приходилось перебиваться тем, что могли найти по пути следования. Чем могли, тем и подкармливали освободителей местные жители, чаще угощали жареными семенами тыквы или подсолнечника. И действительно, при осмотре эксгумированных останков воинов и их одежды, в карманах шинелей остались несколько тыквенных и подсолнечных семян.
В захоронении найдены остатки одежды и обуви, пуговицы формы РККА, пряжки ремней,… Часть останков и одежды обгоревшая. И ничего, что могло говорить об имени солдата, ни медальонов, ни личных бытовых вещей…
Следующая задача поисковиков — найти в архивах фамилии погибших разведчиков, чтобы через семь десятков лет вернуть из забвения имена честно и мужественно погибших солдат.