В станице Вёшенской Ростовской области стартовал осенний этап Вахты Памяти «Еланский плацдарм»
В последних числах сентября в станице Вёшенской Шолоховского района Ростовской области стартовал осенний этап Вахты Памяти «Еланский плацдарм». В этот раз основным местом работы поисковиков стала «Вёшенская переправа».
Сохранилось немало воспоминаний о событиях 12 июля 1942 года у станицы Вёшенской, когда произошла трагедия, приведшая к гибели большого количества солдат и офицеров Красной Армии.
В этот день на правом берегу перед переправой скопилось около 5 тысяч единиц техники. Здесь были и санитарные машины, и машины с горючим, боеприпасами, и множество другой военной техники. У каждой машины был водитель, около некоторых машин — сопровождающие и старшие, т.е. все, кто не мог бросить машины и пешком перейти на противоположный берег. Уйти означало одно – покинуть боевой пост, а за это – расстрел!
Переправа гудела, как большой муравейник. В этот день было решено не прекращать переправу с приходом рассвета, слишком уж много скопилось техники. А немец как будто только этого и ждал. Около трех десятков самолетов, поочередно заходя на бомбометание, начали свое черное дело. И мгновенно, как факелы, вспыхнули бензовозы, стали взрываться машины с боеприпасами, гул самолетов смешался с разрывами авиабомб. Горели лес, машины, из-за дыма день превратился в ночь, многие попытались — кто вплавь, кто, приспособив плетни — перебраться на противоположный, как им казалось, спасительный берег. Закончив бомбометание, самолеты начали расстреливать людей из пулеметов. Донская вода ниже по течению сделалась бурой — так много крови смешалось с водой…
Но все когда-то заканчивается, закончился и этот кошмар, оставив после себя разрушенную станицу, сотни обезображенных до неузнаваемости, сгоревших или в лучшем случае искалеченных тел, лежащих в окрестностях переправы. От моста осталось лишь несколько редко торчащих свай.
Враг наседал и был уже в двух десятках километров от переправы. Погибших спешно захоронили в воронки, которые во множестве были рассыпаны между остовами сгоревших машин. На последующие 5 месяцев это место стало линией фронта, а весной половодье стало затягивать земные раны, унося с собой многие тайны тех страшных событий. За более чем 70 лет донские воды во время разливов нанесли большую толщу песка, местами достигающую трех метров, казалось, навсегда похоронив свидетельства тех событий того дня.
В условиях плохо организованного отступления, а точнее будет сказать беспорядочного, когда к переправе выходили разрозненные подразделения учет потерь осуществлялся соответствующим образом. В настоящее время через ОБД Мемориал удалось установить около 40 имен погибших в тот день. Порядка тысячи имен остаются неизвестны.
Непросто проводить поисковые работы в поисках воронок с останками наших бойцов, когда для расчистки одного квадратного метра поверхности необходимо снять три кубометра грунта. Таких метров только в местах наибольшего скопления техники свыше 50 тысяч. Метр за метром поисковики движутся к своей цели, уже подняты на поверхность рамы двух автомобилей Зис 5 и множество других элементов разбитой техники. Но гораздо важней находка сделанная поисковиками это простая ложка с выцарапанной на ней фамилией – Бойко. Часто такие находки после сопоставления номеров находившихся в этом месте дивизий, предполагаемой даты, позволяют установить имена погибших. Вернуть имена героев до конца исполнивших свой долг и отдавших самое ценное свою жизнь 12 июля 1942 года такая трудная, но благородная задача стоит перед поисковиками ведущими полевые работы на «Вёшенской переправе.»
А. Попов, командир поискового отряда «Патриот».