Порядок проведения поисковых работ. Разъяснения

По предложению Минобороны России решением рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» (Председатель Комитета Президент Российской Федерации В.В. Путин) по координации подготовки и проведения военно-мемориальных мероприятий в связи с памятными датами военной истории Отечества (протокол от 18 декабря 2014 г. № 38, Приложение № 1) Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» определено уполномоченной общественной организацией на проведение поисковой работы в Российской Федерации, и ему поручено организовать регулярное направление в Минобороны России сводных планирующих и отчетных документов по поисковой работе в стране и за рубежом. См. документ

 

Приказ Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 г. N 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти»

Обязателен к исполнению всеми. (Вниманию юридических отделов муниципальных образований )

Основание:

  1. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. N 88
    «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (важное выделено желтым)
  2. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (важное выделено желтым)
   Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон) определяет принципы проведения поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечение их памяти (ст. 8).
Законом на уполномоченный орган — Минобороны России возложено:
— руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация (ст. 10);
— определение порядка проведения поисковой работы (ст.8);
— координация выполнения мероприятий по обеспечению поисковой работы (ст. 11);
-участие воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, в благоустройстве силами органов местного самоуправления обнаруженных неизвестных ранее воинских захоронений или захоронений, выявленных в ходе проведения поисковых работ (ст.8);
— органы военного управления осуществляют прием по акту найденных оружия, документов и другого имущество погибших для изучения, проведения экспертизы и учета (ст. 8).
     Статья 8 Закона определяет, что «Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти (часть первая в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 52-ФЗ)»
Минобороны России, в соответствии с Положением о нем, не имеет права делегировать какие-либо полномочия организациям, не входящим в его состав, либо им не учрежденным.
Статья 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается».
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право решать, какие именно общественные организации будут заниматься поисковой работой.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации любого уровня в существующем правовом поле не имеют права наделять какие-либо организации полномочиями на проведение поисковой работы.
Однако, в Российской Федерации существует «Российский организационный комитет «Победа», который не является органом государственной власти.
Его работу обеспечивают рабочие группы в соответствии с Положением о них.
В соответствии Положением (в нем подчеркнуто желтым), по предложению Минобороны России, решением рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» по координации подготовки и проведения военно-мемориальных мероприятий в связи с памятными датами военной истории Отечества (протокол от 18 декабря 2014 г. № 38)
Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» (далее – Поисковое движение России) определено уполномоченной общественной организацией на проведение поисковой работы в Российской Федерации, и ему поручено организовать регулярное направление в Минобороны России сводных планирующих и отчетных документов по поисковой работе в стране и за рубежом.
Следовательно, лишь те организации, которые вошли (присоединились) к Поисковому движению России в настоящее время могут проводить поисковую работу при условии, что такой вид деятельности прописан в их уставах.
Что же сделано уполномоченным органом – Минобороны России в рамках реализации своих обязанностей в соответствии с Законом.
1. В соответствии со статьями 8 и 9 Закона издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 (зарегистрирован в Минюсте России за рег. № 35923 от 9.02.2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы …» (далее – Приказ), регламентирующий получение согласований на проведение поисковых работ на территориях субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления (в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 2015 г.) – это органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов), планирование проведения поисковой работы, подготовку учетно-отчетных документов, порядок действий при обнаружении останков погибших воинов, различных воинских атрибутов, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, другого вооружения, военной техники и их фрагментов;
2. В соответствии со статьей 9 Закона в военных округах определены органы военного управления (воинские части), которые будут принимать, найденные в ходе поисковых работ вооружение и военную технику, организовывать их временное хранение, а также принимать меры по приведению их в состояние, исключающее дальнейшее применение по прямому предназначению, отправке на реставрацию, ремонт или для экспонирования в музеи. Указанный перечень передан для использования в работе и опубликован на официальном сайте Поискового движения России.
Пути финансирования поисковой работы в рамках существующего правового поля (только для юридических лиц).
1) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» статья 2 Закона изложена в новой редакции, при этом проведение поисковой работы отнесено к формам увековечения памяти погибших при защите Отечества, что позволяет, в соответствии с Законом (ст. 13), финансировать проведение поисковой работы.
2) По расширению форм оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, которыми фактически являются общественные объединения, уполномоченные осуществлять поисковую работу, принят Федеральный Закон от 14 октября 2014 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части внесения в пункт 1 статьи 31.1 изменения, дополнив ее подпунктом 13 следующего содержания:
«13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.», что дополняет перечень видов деятельности, при осуществлении которых, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку (финансовую, имущественную, информационную, консультационную и т.д.), а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, поисковым организациям, в том числе на проведение поисковых экспедиций.
Из федерального бюджета финансирование юридических лиц осуществляется чрез гранты, ежегодно распределяемые через Минэкономразвития России (информация на официальном сайте Минэкономразвития России).
В соответствии с ежегодно издаваемыми указами Президента Российской Федерации осуществляется финансирование поисковых проектов общественных организаций – юридических лиц в виде президентских грантов, распределяемых через оператора — Национальный благотворительный фонд два раза в год (информация на сайте НБФ России).
Поисковые организации, не являющиеся юридическими лицами, для получения финансовой поддержки должны входить в объединение, являющееся юридическим лицом.
Таким образом, на федеральном уровне приняты необходимые нормативные акты в области организации и проведения поисковой работы.
Конечная цель нашей работы — исключить проведение незапланированных поисковых работ незаконно действующими поисковыми организациями.